Ukraine English Russia Poland

"ТЕОЛОГИЯ ТЕЛА" ИОАННА ПАВЛА II

«Песня Песней» – любовная поэзия в Священном Писании


Лирические признания Песни Песней раскрывают правду о супружеской любви, показанной Богом[1]. Стоит отметить, что Песня песней говорит о человеческом эротизме, о чувстве, сопровождающемся поисками сексуального наслаждения. Когда возлюбленный признается любимой в своей любви, то она приглашает его в «его сад», чтобы он «вкушал сладкие плоды его». Мужчина принимает это приглашение[2]. Когда они уже близки друг к другу, он описывает ее уста, «как отличное вино», которое «течет прямо к [ее] другу (…), услаждает уста утомленных»[3]. Целуя он восхваляет ее уста, которые кажутся ему сотовым медом, говорит, что под языком у нее «мед и молоко»[4]. Она, в свою очередь, признает, что уста любимого – это сама сладость[5] и жаждет его поцелуев. Жених сравнивает любимую с пальмовым деревом, на которое хочет взобраться, чтобы сорвать созревшие и укрытые в его кроне плоды. В это время он думает о груди любимой, которую он жаждет вкушать, как кисти винограда[6]. Эти примеры иллюстрируют чувственную атмосферу, которая пронизывает Песню Песней. Она пропитана тончайшим и обольстительным эротизмом. Образы оставляют многие вещи недосказанными, которые, однако, уже существуют и действуют на читателя. «Слова любви, произносимые возлюбленными, концентрируются на „теле” не только потому, что уже само по себе оно является источником взаимного удовлетворения, но прежде всего потому, что прямо и непосредственно на нем задерживается увлечение другим человеком, другим – мужским или женским – „я”, которое в глубине сердца рождает любовь. Любовь освобождает и особое переживание красоты, которое концентрируется на том, что видимо, хотя одновременно оно охватывает всего человека»[7].

Louis Welden Hawkins, "The Haloes" (1894)

Любовь, описанная на страницах этого произведения, показывает настоящее равенство между мужчиной и женщиной. Оно не предлагает модель, которая принимает исключительно инициативу мужчины в сфере сексуальной жизни. Это возлюбленная проявляет больше активности, нежели возлюбленный, это она берет на себя инициативу, ищет близости жениха, радуется его любви и сексуальному возбуждению: «Я принадлежу другу моему, и ко мне [обращено] желание его»[8]. Он в свою очередь скучает по ней, восхищается ее благодарностью. Их интимная встреча осуществляется по взаимному согласию, является свободным выбором обеих сторон[9].

Песня Песней не говорит об израненной любви, которая является всеобщим опытом людей, но о любви уже искупленной и спасенной[10]. О той любви, которая была утеряна в раю, но вновь обретена в Боге. Обилие эротики не заслоняет уважения, которым одаривают друг друга возлюбленные. Они друг для друга единственные и неповторимые[11], избранные среди тысяч мужчин и женщин[12].

Таинственные слова Песни Песней на протяжении столетий служили для описания отношения души к Богу – Возлюбленной к Возлюбленному, а в более широком понимании – для представления тайны присутствия Христа в Церкви. С помощью Песни Песней св. Иоанн от Креста объяснял глубокие мистические состояния, особенно последний этап духовного пути, так называемое мистическое обручение – полное единение души с Богом.

Однако такая интерпретация является неполной. Песня Песней – это сборник свадебных песен. В соответствии с радостным характером бракосочетания, они воспевают любовь мужчины и женщины, в том числе и в ее эротическом измерении. Именно о таком характере этих произведений говорит папа Бенедикт XVI в энциклике Deus caritas est[13].

Только соединение этих двух традиций позволит в полной мере понять Божье Откровение, содержащееся в Песни Песней, которое провозглашает, что Божий замысел – освятить супругов таким образом, чтобы их взаимная любовь привела их к глубокой, даже мистической встрече с Богом.

Традиция христианской мистики (показывающая присутствие Христа в христианской жизни) и традиция супружеской духовности (показывающая присутствие Христа в супружеской любви), не противоречат друг другу, но прекрасно сочетаются. Когда супруги будут по-настоящему жить Таинством Брака, в Церкви сформируется мистика супружеской жизни, которая покажет присутствие Бога в супружеском союзе – во всех измерениях супружеской жизни.

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap


[1] См. J. de Longeaux, Amour, mariage et sexualité d’après la Bible, Paris 1996, с. 68.

[2] См. Песня Песней 4,12-5,1.

[3] Песня Песней 7,10.

[4] См. Песня Песней 4,11.

[5] См. Песня Песней 5,16.

[6] См. Песня Песней 7,9.

[7] Jan Paweł II, Mężczyzną i niewiastą stworzył ich. Sakrament, Lublin 1998, с. 84.

[8] Песня Песней 7,11.

[9] См. J. de Longeaux, Amour, mariage et sexualité d’après la Bible, Paris 1996, с. 67.

[10] См. P. Grelot, Le couple humain dans l’Ecriture, Paris, Cerf 1962, с. 67.

[11] См. Песня Песней 2,2-3; 6,8-9.

[12] См. Песня Песней 2,2-3; 6,8-9; Grande Commentario Biblico. Cantico dei Cantici, Brescia 1973, с. 649-653.

[13] Энциклика Deus caritas est, 10.

Наверх

  Распечатать

В чем заключается святость повседневной жизниПредставления, препятствующие реализации Таинства БракаКаким образом Христос присутствует в Таинстве Брака?Подружжя – місце зустрічі з коханою особою і БогомТела супругов – сакраментальный знак прихода Бога«Песня Песней» – любовная поэзия в Священном ПисанииСупружеский акт как молитваТема табу – подружній секс