Ukraine English Russia Poland
Только человек создан по образу Божию

"ТЕОЛОГИЯ ТЕЛА" ИОАННА ПАВЛА II

Только человек создан по образу Божию


В семидневном цикле сотворения мира видна определенная  градация. Только в самом конце, когда весь мир растений и животных был уже сотворен, Бог решает сотворить человека. Делает Он это с большей участью, нежели в случае других творений. Творец словно задерживается, прежде чем призвать человека к существованию, словно задумывается для принятия решения: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт 1,26). Таким образом автор отмечает, что человек – самое совершенное создание из всех, живущих на земле. Он поставлен над ними и воспринимается Богом особым образом. Эта исключительность человека четко представлена в тексте, на что обращает внимание Иоанн Павел II: «Хотя человек так тесно связан с видимым миром, все же библейский рассказ не говорит о его сходстве с иными созданиями, но лишь только с Богом – „И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт 1,27[1].

Каждое поколение человек пытается понять свою жизнь и для этого ему не хватает знаний о строении и функционировании его репродуктивной или пищеварительной системы. Он ищет мудрости в вопросе как жить, чтобы прожить свою жизнь (а с каждым годом он все более убеждается, как она коротка) как можно лучше и не совершить ошибок, которые бы ему дорого стоили. Священное Писание передает людям непреходящую мудрость. Теология тела Иоанна Павла II – это попытка передать эту мудрость о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Вопрос «кем является человек?» настолько фундаментален, что ответ на него появляется уже на первых страницах Священного Писания. В выражении «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт 1,26) мы находим богословское определение человека. Он устроен в единственных, исключительных и неповторимых отношениях с самим Богом. Эта черта отличает его от остальных созданий на земле. Человек сотворен по образу Божию, «что одновременно содержит в себе утверждение абсолютной невозможности умаления человека до уровня „мира”. Уже в свете первых предложений Библии, человека нельзя до конца ни понять, ни объяснить в категориях, заимствованных у „мира”, то есть у видимого сообщества тел. Несмотря на это, человек также является телом. Является он телом среди тел»[2]. Неслучайно этот короткий текст книги Бытия стал «источником глубочайшего вдохновения для мыслителей, пытавшихся понять „бытие” и „существование”»[3].

o. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap


[1] Jan Paweł II, Teologia ciała.

[2] Там же.

[3] Там же.

Наверх

  Распечатать