Ukraine English Russia Poland

"ТЕОЛОГИЯ ТЕЛА" ИОАННА ПАВЛА II

Каким образом Христос присутствует в Таинстве Брака?


Иисус Христос, бесспорно, присутствует в жизни супругов. К сожалению, часто происходит так, что муж и жена этого не замечают – неспособны распознать Его присутствие в совместной жизни. Для многих основная причина заключается в отсутствии веры. Однако у верующих причиной является недостаток знаний, необходимых для осмысленного переживания и реализации Таинства Брака в повседневной жизни.

На вопрос, где в браке присутствует Иисус Христос, недостаточно обобщенно ответить, что Он есть всюду посредством своей благодати, следовательно, и в жизни супругов. Недостаточно здесь будет и ссылки на слова Священного Писания «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Эти слова реализуются в любой христианской общине. Не нужно заключать брак, чтобы Бог был среди молящихся.

Некоторые считают, что Бог будет присутствовать в жизни супружеской пары, если они как можно чаще будут приступать к Таинствам Евхаристии и Покаяния. Это мнение также ошибочно. Осознание того, что Бог приходит к нам в этих Таинствах, вовсе не значит, что люди принимают и тот факт, что Таинство Брака имеет действенность встречи с Богом уже само по себе.

Иисус Христос присутствует в супружеском союзе

Церковь видит присутствие Христа между мужем и женой крайне выразительным и конкретным. Она свидетельствует о том, что Христос присутствует между ними в их супружеских узах, то есть в отношениях, которые они творят между собой. Понимание отношений как способа присутствия Бога является чем-то большим, нежели осознание того, что с момента венчания Бог благословляет и поддерживает их любовь, дает право на совместную жизнь, иначе говоря, легализует связь партнеров.

С момента принятия Таинства Брака Иисус Христос воплощается в отношения, созданные любящими друг друга людьми. Здесь речь не идет о чём-то чрезвычайном, а лишь о привычных, каждодневных взаимоотношениях супругов. С  момента принятия Таинства Бог все время присутствует в их отношениях. Христос приходит, когда они сознательно приглашают Его в дела, которыми живут: отдают Ему всё, что происходит  между ними, говорят о Боге, делятся своей верой. Таинство Брака не реализуется, если муж и жена молятся отдельно. В этом случае они осуществляют свою индивидуальную дорогу к святости. Только лишь молясь вместе, супруги воплощают в жизнь духовность брака, которая, по сути, является общинной. Поэтому супруги, кроме индивидуальной молитвы, должны вместе ходить в церковь и совместно молиться дома.

Иисус Христос также приходит к ним, когда, живя в освящающей благодати, они обсуждают все дела совместной жизни, поддерживают друг друга и помогают друг другу в привычной повседневности. Христос приходит к ним и тогда, когда жена делает кофе уставшему мужу, выражая этим заботу и любовь к нему, иными словами, выказывает ему свою преданность. Благодаря такому будничному способу проявления любви жена становится святой – своей любовью приглашает Иисуса Христа в их супружеские отношения. Так же и муж, когда выносит мусор, видя усталость жены, освящается этой обыденной домашней обязанностью, которая является выражением любви и призывает самого Бога.

Иисус Христос приходит к супругам и тогда, когда они нежно обнимаются, целуются, ласкают друг друга, ведут сексуальную жизнь. Когда они дарят друг другу наслаждение, Господь присутствует между ними и это осуществляется силой Таинства Брака. Именно тогда они создают глубоко интимные отношения, позволяющие открывать, что их тела участвуют в передаче любви Бога другому человеку. Супруги сотрудничают с Богом, сущность которого Любовь. Физическая близость порождает сакраментальное единение, и именно поэтому муж и жена должны спать на общем ложе.

Открывание таким образом Бога в человеческих отношениях может кому-то показаться слишком простым и обыденным. Впрочем, оно хорошо демонстрирует, что святость супружества реализуется в повседневной жизни, в нахождении вместе, в строительстве общины жизни и любви. Брак – это чрезвычайно реалистичная дорога к святости.


«Узы» и «отношения»

Супружеские узы нельзя путать с «отношением» к мужу или жене. В нашей ментальности, определенно, укоренилась мысль, что христианин должен быть вежливым, отзывчивым, доброжелательным... Стремление быть «добрым» совсем не обязательно является полезным для построения супружеских отношений. Например, муж решил купить жене дорогие духи, тогда как она давно уже мечтает о платье. Или же супруга хочет проявить свою доброту, покупая мужу новую рубашку, в то время как ему очень нужна камера для компьютера. Эта проблема касается и сексуальной жизни. Жене может казаться, что вполне достаточно просто обнять мужа, тогда как он может желать более интенсивного контакта. И наоборот: муж будет стараться быстрее перейти к половому сношению, тогда как она будет ожидать больших проявлений нежности прежде, чем перейти к соитию. Они совершенно по-разному толкуют понятие «быть добрым друг для друга», что препятствует и даже делает невозможным стать по-настоящему счастливыми и радоваться взаимной близости. Ошибка заключается в том, что они пытаются проявлять любовь друг к другу в упреждающей «манере», но делают это не прислушиваясь друг к другу, без доверительных разговоров и понимания взглядов, ценностей, устремлений и желаний партнера. Если бы они не стремились быть «добрыми» мужем или женой согласно своим представлениям, но искренне разговаривали бы, а прежде всего, слушали партнера, то имели бы больше шансов углублять свои взаимоотношения и вкушать радость взаимной любви.

Бог присутствует не в наших представлениях об идеальной любви, о страстном и легком сексе, который пропагандируют по телевидению, об отдыхе вдвоём на Кипре или Бермудах, не в наших мечтах, которые мы пытаемся безуспешно воплотить в жизнь, а в истинных проявлениях отношений, которые создают любящие друг друга люди. Он присутствует тогда, когда муж и жена молятся вместе, проявляют любовь друг к другу, общаются, ссорятся (ссора тоже может быть необходимой и иметь свою большую ценность), помогают друг другу, целуются и дарят друг другу нежность, занимаются сексом – одним словом Он присутствует всегда, когда они разными способами строят супружеские отношения.

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap

Наверх

  Распечатать

В чем заключается святость повседневной жизниПредставления, препятствующие реализации Таинства БракаКаким образом Христос присутствует в Таинстве Брака?Подружжя – місце зустрічі з коханою особою і БогомТела супругов – сакраментальный знак прихода Бога«Песня Песней» – любовная поэзия в Священном ПисанииСупружеский акт как молитваТема табу – подружній секс