Ukraine English Russia Poland
Формирование христианского учения и половая близостьВенерические заболевания и сексуальный ригоризм Церкви в эпоху СредневековьяМолодая Церковь про контрацепцию

СЕКС: НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Формирование христианского учения и половая близость


Современным людям трудно понять древний мир. Мы часто придерживаемся ошибочного убеждения, что люди древности думали и чувствовали так же, как мы. Мы не всегда осознаем, какое сильное влияние на человека оказывает культура, в которой он растет, какое значение имеет религия, которую он исповедует. Нам, живущим по прошествии нескольких тысяч лет после сексуальной революции, которую принес в мир иудаизм и которую в массовом масштабе осуществило на европейском континенте христианство, практически невозможно понять, как могла выглядеть культура, где сексуальность проникала и определяла всю общественную жизнь. Мы не в состоянии составить себе полное представление о сексуальном поведении и обычаях, господствовавших в тот период истории. Приведем лишь несколько примеров, которые могут несколько разъяснить проблему. Так, кажется невозможно понять учение Церкви первых столетий без осознания степени развязности в сексуальной сфере, царившей в дохристианском мире. Характерным ее проявлением было явление проституции.

Лукиан в Диалогах куртизанок представляет разговор матери-проститутки с младшей дочерью Корин. Диалог начинается с того, что мать выражает свое мнение о другой дочери  – Лире:

– «Лира не является ни слишком неблагопристойной, ни особо холодной в постели, – говорит Кробила о своей старшей дочери. – Она лишь ищет, как обольстить мужчину и отдаться ему для любви. Именно поэтому все свидетельствуют ей свое почтение. Если ты научишься всему этому, мы тоже будем счастливы, потому что ты имеешь гораздо большую предрасположенность, чем Лира.

W.A. Bouguereau, "L'idylle" (1850)

– Все ли, кто будет меня обожествлять, будут подобны Еикносу, с которым я спала вчера? – спрашивает Корин свою мать.

– Далеко не все. Некоторые будут красивее, другие – уже мужчины. Есть, конечно, еще и другие – гадкие.

– И я должна спать с ними?

– Конечно, потому что они больше платят. Красивые предлагают только свое тело. Приноси всегда больше денег, чем желаешь, чтобы все женщины говорили: „Корин купается в золоте и делает свою мать счастливой”»[1].

Характерной особенностью языческой проституции было придание ей религиозного, сакрального измерения. На Кипре куртизанками богини Афродиты были девушки из лучших домов. Посвящение себя такому занятию в святыне было для них формой особой привилегии. Принимая многочисленных паломников, ежедневно посещавших святыню, они благодарили богиню за дар красоты[2]. Как общественная элита они были хорошо образованы, изысканны, прекрасно одеты и ухожены. Знали, как вести себя в любой ситуации, превосходно пели и играли на многих инструментах; учились употреблять противозачаточные средства, знали способы прерывания беременности. Несмотря на используемые средства для предотвращения беременности эти женщины часто имели по несколько детей, которых выбрасывали на улицу, или же, когда те взрослели, готовили их к продолжению профессии матери[3].

Святыни богини Афродиты или Иштар по архитектуре напоминали монастыри. В святыне Александрии было 1400 комнат, где жили женщины со всех концов мира[4]. Однако мы очень ошибаемся, приписывая античным проституткам роль, которую они выполняют сегодня. В Греции их называли святыми, в Вавилоне – чистыми и божественными. Половое единение с ними позволяло мужчинам получить непосредственный, ощутимый контакт с божественным. Такие женщины имели всеобщее признание, а появление в их обществе облагораживало мужчину[5]. В Коринфе насчитывалось свыше 1000 проституток. Благодаря им город был многолюдным и считался богатым. Чтобы удовлетворить спрос клиентов, местная святыня выкупала рабов женского пола для использования их в качестве проституток. Ксенофонт из Коринфа, победитель Олимпиады 464 года до н.э., пожертвовал святыне Афродиты 50 проституток, чтобы тем самым – что считалось чрезвычайно благородным – отблагодарить богиню за свой успех[6]. В культурах Древнего Рима и Египта существовал обычай дефлорации девушки языческими жрецами перед тем, как она начнет половую жизнь со своим мужем. Гости, прибывавшие во Феницию и на Кипр, в знак уважения получали на ночь женщину. Особо почетным гостям хозяин отдавал свою дочь[7]. (См. Сексуальная жизнь древних – Греция и Рим).

В греческих городах целые кварталы были зарезервированы для проституток. В Афинах проституцию практиковали как мужчины, так и женщины. Она считалась профессией, а ее осуществление было связано с уплатой определенных налогов. Кроме того, более высокой формой половых контактов считался гомосексуализм. Среди элит власти, науки и культуры он был весьма распространен. Большую популярность имели подростки (юноши). Педерастия была общепринятой, более того, ее считали чрезвычайно полезным с точки зрения педагогики того времени методом воспитания молодежи. Сформировались даже особо изощренные формы педерастии, предназначенные для мальчиков из знатных домов. Учеников возбуждал учитель, старший по возрасту мужчина, исполняющий роль не только сексуального партнера, но также друга и наствника[8]. Обязанностью педагога было развивать в них чувственность, восприимчивость к красоте, мужество и патриотизм[9]. Особой сексуальной роскоши придавали евнухи. Как в Греции, так и в Риме существовал огромный спрос на сексуальные услуги такого рода.

В Риме проститутки не пользовались уважением. Эта профессия считалась исключительно коммерческой. Но их присутствие на улицах было настолько обыкновенно, что формировало повседневный, привычный облик города[10]. В этой культуре мужское сексуальное влечение имело полную свободу и экспрессию. Знаменитый Цицерон писал: «Если бы нашелся кто-то, кто хотел бы решительно запретить юношам любовь с куртизанками, он был бы крайне суров. Я лично не мог бы ему противостоять. Однако он вступил бы в конфликт с сегодняшним представлением о том, что разрешено, а также с обычаями наших предков, считавших это допустимым. Ведь в какой из эпох мужчины не были привычны к такому поведению? Когда оно было порицаемо? Когда было запрещено?»[11]. Несмотря на то, что к сексуальным выходкам мужчин относились крайне снисходительно, к замужним женщинам применялись строгие нормы наказания. Семейная неверность мужа признавалась и была общепринята, даже оправдана, в то время как измена его жены каралась смертью. Во многих культурах мужчинам разрешалось иметь много жен, в то время как женщинам не позволяли вкушать сексуальные удовольствия – им удаляли клитор.

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap


[1] V. Vanoyeke, La Prostitution en Grèce et a Rome, Paris 1990, c. 38.

[2] См. P. Camby, L’érotisme et le sacré, Paris 1989, с. 21-22.

[3] См. V. Vanoyeke, La Prostitution en Grèce et a Rome, цит. изд., с. 37-38.

[4] См. P. Camby, L’érotisme et le sacré, цит. изд., с. 27-33.

[5] См. там же, с. 103n.

[6] См. V. Vanoyeke, La Prostitution en Grèce et a Rome, цит. изд., с. 29.

[7] См. P. Camby, L’érotisme et le sacré, цит. изд., с 24-26.

[8] См. V. Vanoyeke, La Prostitution en Grèce et a Rome, цит. изд., с. 15-16.

[9] См. M. Sartre, L’omosessualita nell’ antica Greca, в: L’amore e la sessualità, G. Guby, Bari 1994, с. 53-70.

[10] См. C. Salles, Le prostitute di Roma, в: L’amore e la sessualità, G. Duby, Bari 1994, с. 79-82.

[11] M.T. Cycero, Pro Coelio, 20.

Наверх

  Распечатать