Молодая Церковь про контрацепцию


http://shansnavstrechu.net/index.php?id=221
26.04.2024

Молодая Церковь про контрацепцию


Практика контроля рождаемости известна с давних времен. Женщины древнего Египта с целью предотвращения зачатия новой человеческой жизни использовали тампоны, пропитанные медом и древесными смолами[1]. Практиковался также прерванный половой акт, который осуждался в Святом Писании (см. Быт 38,8-10). Применялась стерилизация, которая у древних евреев признавалась поступком недостойным исповедников Бога Ягве и, соответственно, исключающим из израильского общества: «У кого раздавлены ятра (...) не может войти в общество Господне» (Втор 23,1). Противозачаточное действие достигалось и употреблением соответствующих травяных сборов. Был известен аборт, то есть убийство ребенка, зачатого в лоне матери. Врач-гинеколог Соран Эфесский (ІI в.) в своих записях представляет целый ряд методов предотвращения беременности.

Различные способы предохранения от зачатия новой жизни часто были связаны с институтом сакральной проституции [2], практиковавшейся в культе божеств любви и плодородия. Сакральная проституция существовала у народов древнего Востока и была связана с почитанием богинь Иштар (Вавилон и Ассирия), Анаиты (нынешний Иран, Малая Азия, Армения), Кибелы (Фригия) и Афродиты (Греция, а особенно Коринф)[3].

Сакральной проституции приписывались различного рода «любовные» и «целительные» качества. Были известны магические заклинания, которые наряду с употреблением травяных настоек должны были предохранять от зачатия[4]. Если чары подводили, практиковались аборты. Поэтому, в частности, Гиппократ (460-370 р. до Р.Х.) обязывал клятвой тех, кто постиг врачебное искусство, не осуществлять абортивную практику, поскольку такие действия не достойны врача[5]. Практика аборта и «колдовства» с целью предотвращения зарождения новой жизни, становилась уделом всяческого рода магов.

В Новом Завете встречается греческий термин «φαρμακεια» – фармакея (лат. «veneficia») (Гал 5,19-21; Откр 9,20-21; 21,8; 22,15). Св. Апостол Павел перечисляя «дела плоти» в Гал 5,19-21 упоминает в них фармакея (лат. «veneficia»), что соответствует русскому «волшебство». Принимая во внимание культурный контекст современных ему времен можно предположить, что слово «волшебство» в широком значении подразумевает также и практику отравления женского организма с целью предохранения от зачатия человеческой жизни или совершения аборта путем употребления особых микстур. Деятельностью такого рода занимались маги или так называемые «целители», что в те времена неотъемлемо сопровождалось соответствующим магическим обрядом[6].

Св. Павел однозначно осудил такое поведение, утверждая, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5,21). Св. Иоанн в Откровении употребляет слово «φαρμάκων» – чародейство (Откр 9,20-21) наряду с убийством и блудом, а в главах 21,8 и 22,15 – слово «φάρμακοι», говоря о чародеях наряду с прелюбодеями и убийцами. Следует подразумевать, что понятия «волшебство» («φαρμάκων») и «чародеи» («φάρμακοι») относятся, как и в Гал 5,19-21, к употреблению химических микстур, предохраняющих от зачатия ребенка или провоцирующих ранний выкидыш[7]. Св. Иоанн однозначно осуждает такого рода практику. Интерпретация слова «veneficia» (греч. – «φαρμακεια», русс. – «волшебство», «чары») как противозачаточное или абортивное действие находит свое подтверждение в законе Корнелия Суллы 81 года до Р.Х. Lex Cornelia de Sicariis et Veneficiis (Закон Корнелия против бандитов и отравителей), который в частности, был направлен, против тех, кто предлагал химические микстуры (лат. «veneficia»), служащие умерщвлению зачатого ребенка[8].

В первых веках христианства, в телесном сближении супругов отмечался аспект единения и прокреации; супружеские акты являлись способом реализации Божьего плана: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28). Поэтому применение супругами контрацептивных или абортивных средств считалось действиями, противоречащими Божьему закону. Точно также осуждалась и практика половых актов вне супружества, согласно словам св. Павла: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. (…) Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. (…) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6,13.15-16.19-20).

В Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе), составленном в начале II века, среди правил, которые обязывали христиан по причине веры в Иисуса Христа, упоминалось: «Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай»[9].

Св. Ипполит (170-235), противостоя ереси Каликста, которая привела к огромной моральной развязности в сфере супружеской чистоты, осуждал как практику контроля рождаемости, так и внебрачные сексуальные отношения. Он писал: «многие так называемые «христианки» начали теперь свободно употреблять контрацептивные средства и шнуроваться с целью избавления от плода, если, сохраняя честь семьи или из-за большого имущества, не хотят иметь ребенка с рабом, или человеком низшего положения. Вот к какой безбожности привел тот негодяй, рекомендуя прелюбодеяние и убийство»[10].

Лактанций (250-330) в «Божественных установлениях» (Divine Institutiones) [26:23:18] напоминал христианам, что половые органы, которые человек получил от Бога, не служат удовлетворению плотских похотей, а для того, чтобы посредством их передавать новую жизнь. Каждый супружеский акт, обеспложенный противозачаточными средствами, является пренебрежением Божьего дара, которым является репродуктивная способность.

Епифаний Кипрский (315-403) в «Панарион» (Panarion[11]) [26:5:2] называл практику супружеских актов с использованием противозачаточных средств «испорченностью». Такое поведение служит лишь удовлетворению собственных похотей; христианам не подобает поступать таким образом.

Проблему контроля рождаемости поднял в своих проповедях св. Иоанн Златоуст (350-407). В Проповеди XXVIII к евангелию св. Матфея он, осуждая алчность, утверждает, что люди, охваченные ею, «считают досадным и обременительным то, что для других желанно, а именно иметь детей. Поэтому многие стали бездетными, обесплодили природу, хоть и не убивая детей, а предотвращая их зачатие»[12].

Намного резче высказывается этот Святой в отношении практики контрацепции и абортов в Проповеди XXIV к Посланию св. Павла к Римлянам. Он пишет так: «Зачем сеешь там, где поле старается испортить урожай? Где все больше вьются травы против плодности, где убивают до рождения? Ты ведь не только допускаешь, чтобы блудница осталась блудницей, но также делаешь ее убийцей. Не замечаешь ли ты, что пьянство порождает похоть, а похоть – прелюбодеяние, прелюбодеяние – убийство, и даже еще хуже; не знаю даже, как это назвать? Вправду, не убивает, но даже не дает родиться. Зачем обижаешь Божий дар; борешься с Его правами; к тому, что есть проклятием стремишься, как к благословению; источник плодности делаешь колыбелью смерти, а женщину, предназначенную для рождения потомства, учишь убивать? Чтобы всегда оставаться предметом употребления для любовников, желанной ими и все больше заполучать денег не останавливается даже перед таким поступком, готовя жар огня на твою голову, ведь хотя убийство – ее дело, ты же являешься тому причиной.

Отсюда берет начало явление идолопоклонства, ведь многие блудницы для того, чтобы быть желанными, прибегают к заклятиям, жертвам, приворотам и тысячам других приемов. Но ведь после такого срама, после убийств, после идолопоклонства, похоть представляется многим мужчинам чем-то морально безразличным, даже тем, которые имеют жен; отсюда умножение беззакония. Ведь яд приготавливается, не для похотливого лона, а для обманутой жены»[13].

Интересным фактом остается то, что св. Иоанн Златоуст связывает контрацепцию с идолопоклонством, то есть неверием в Иисуса Христа. Это неверие ведет к развязности в поведении, и как следствие к практике контрацепции и абортов. Одинаковую ответственность за такое положение вещей несут как женщины, так и мужчины.

Св. Иероним (331/347-419) в Письмах [22:13] называл женщин, применяющих контрацептивные средства, «вдовами». Вдовой становилась женщина не из-за смерти мужа, а по причине отвращения к детям, что заставляло ее предохраняться или даже убивать зачатого ребенка.

Св. Августин (354-430) в произведениях «О нравах Католической Церкви и о нравах Манихеев» (De moribus Ecclesiae Catho1icae et demoribus Manichees) [18:65] и «Против Фауста» [15:7 i 23:30] напоминает, что целью института брака является деторождение и воспитание новой жизни. Если же супруги всячески избегают зачатия ребенка, женщина в таких связях приобретает роль любовницы, удовлетворяющей похоть своего мужа. Такие связи трудно называть «супружеством».

В «О браке» (De bono coniugali) [11-12] св. Августин связывает контрацептивную и абортивную практику с идолопоклонством. Уклонение от зачатия ребенка супругами противоречит Богу Творцу, поскольку происходит нарушение Его прав, вписанных в природу супружеского акта. Подобное учение содержится и в «О прелюбодеянии» (De adulterinis coniugiis) [1:15; 17].

Цезарий Арльский (470-542) в «Проповедях» (Sermones) [1:12] рекомендует, что было бы лучше, если бы женщина, избегающая зачатия ребенка (с применением противозачаточных средств или абортов) ушла в монастырь, получив согласие своего мужа. Так она сможет совершать покаяние за поступки, противоречащие Божьему закону, и избежит вечного проклятия.

Как можно было заметить, применение контрацептивных средств и абортов еще во времена древнего христианства были чужды духу исповедников Иисуса Христа. Использование противозачаточных средств или средств вызывающих ранний выкидыш было связано с культом божеств, что одновременно в религиозно-моральной плоскости означало нарушение заповеди Декалога «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Кроме того, такого рода практика была несовместима с естественным законом, который был записан Творцом в окружающий мир и в совесть каждого человека. Поэтому контроль рождаемости рассматривался как нарушение Божьих законов, относящихся к человеческой природе: сохранение собственной и чужой жизни и передачи жизни следующим поколениям.

Доктор богословия о. Артур Ежи КАТОЛО (Artur Jerzy KATOLO)


[1] См. S. Leone, Lineamenti di bioetica, Palermo 1987, с. 83.

[2] См. Contracepion, в: The New Encyclopedia Britannica, Chicago 1998, с. 587.

[3] См. Prostytucja sakralna, в: Leksykon PWN, Warszawa 1971, с. 947.

[4] См. Contraception, цит. изд., с. 587.

[5] См. A. Haussler, The Rebelion of the Theologians: The Deadly Consequences, Washington 1986, с. 1.

[6] См. Carrasco de Paula, Il rispetto dovuto all’embrione umano: prospettiva storico-dottrinale, в: Pontificia Accademia Per La Vita, Identita’e statuto dell’embrione umano, Citta’ del Vaticano 1998, с. 11; См. там же, сноска 8.

[7] См. там же.

[8] См. там же.

[9] Nauka Dwunastu Apostołów, 2, в: M. Michalski, Antologia literatury patrystycznej, т. 1, Warszawa 1975, с. 17.

[10] Św. Hipolit, Odparcie wszystkich herezji, 9:12, в: M. Michalski, цит. изд., т. 1, с. 195.

[11] В переводе с греческого означает «аптечка», «ящик с лекарством».

[12] Św. Jan Chryzostom, Homilia XXVIII na Ewangelię według św. Mateusza, 5, Kraków 2000, с. 345.

[13] Św. Jan Chryzostom, Homilia XXIV na List św. Pawła do Rzymian, 4, Kraków 1998, с. 379-380.

Наверх


http://shansnavstrechu.net