Ukraine English Russia Poland
Формирование христианского учения и половая близостьВенерические заболевания и сексуальный ригоризм Церкви в эпоху СредневековьяМолодая Церковь про контрацепцию

СЕКС: НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Венерические заболевания и сексуальный ригоризм Церкви в эпоху Средневековья


Чтобы получить психологический портрет и представление об отношении к половым связям человека эпохи Средневековья, полезно ознакомиться с проблемой венерических заболеваний.

У современных ученых нет единой точки зрения, был ли распространен в Средневековье сифилис. Достоверно известно, что его самая смертоносная мутация была привезена в XV веке из Америки моряками Христофора Колумба и быстро распространилась в Европе, вызывая настоящие эпидемии в эпоху Ренессанса. Вероятно, раньше существовали менее грозные мутации гонореи, которые были распространены уже во времена Римской Империи. Определение, был ли это сифилис или какое-то другое венерическое заболевание, не имеет в данном случае большого значения. Важнее осознать то, что в условиях средневековой гигиены даже малейшая инфекция могла спровоцировать серьезные расстройства здоровья вплоть до смерти. Различные венерические болезни, широко распространенные во времена, когда антибиотики еще не были открыты, безусловно, относились к разряду опаснейших. Ибн Зухр (Авензоар) описал одну из них. Сначала она проявлялась потерей чувствительности пениса, затем и других органов, что часто сопровождалось появлением красных прыщей по всему телу. Потеря чувствительности пениса, вероятно, подразумевает утрату способности к эрекции. Если же в описании этой болезни речь шла о подлинной потере чувствительности, можно было бы предположить, что болезнь поразила нервную систему пациента[1]. Многочисленные средневековые авторы предостерегают мужчин от сексуальных контактов с женщинами, влагалище которых «нездорово, полно нечистого вещества, нагноено, отечно или имеет иные признаки заражения»[2].

Средневековые авторы уделяют много внимания болезни, передающейся половым путем и чаще всего называемой венерическим лимфогранулематозом. Поскольку ее инкубационный период короткий, можно легко установить непосредственную связь между половым контактом и первыми симптомами болезни. После сексуальной близости появляются маленькие язвочки, сначала единичные уплотнения и пузырьки, которые впоследствии все больше распространяются по телу. Через несколько недель проявляется воспаление области паха. На теле появляются маленькие язвочки, а кожа приобретает фиолетовый оттенок, и на ней возникают многочисленные маленькие отверстия, из которых вытекает гной, часто кровянистый. Также появляется высокая температура. Следующий этап – образованиие опухолей на поверхности кожи. Они формируются в области ануса (заднего прохода), на клиторе у женщин,  на половом члене и мошонке у мужчин, а также на ногах. Даже после лечения остаются многочисленные рубцы в форме гранулем не только на половых органах, но и по всему телу. В 5% случаев эта болезнь становится хронической. Подобными симптомами проявляется и проказа, поэтому в Средневековье она тоже считалась венерической болезнью. Было подмечено, что зараженные венерическими болезнями рожают детей с заболеваниями глаз и даже слепых. В Средневековье количество незрячих, равно как и страдающих различными болезнями глаз, было особенно большим. Напрашивается простой вывод, что проблемы зрения связывались с сексуальностью. Современные исследования подтверждают правильность этих предположений.

Говоря о венерических заболеваниях, стоит вспомнить и о чесотке – очень распространенной в Средневековье болезни. Ее возбудителем является паразит – чесоточный клещ (Sarcoptes scabiei), а следствием может быть поражение половых органов (особенно влагалища). Эта болезнь очень заразна. Зуд приводит к расчесыванию. Расчесы же становились причиной появления многих инфекций, в том числе и проказы[3]. В Средневековье проказу считали болезнью чрезвычайно заразной и неизлечимой. Она навсегда исключала больного из общества, поэтому страх заражения наводил на людей панику. Кожа прокаженного имела очень резкий и отвратительный запах. Врачи считали, что заразиться можно через непосредственное прикосновение к больному, половым путем и даже через дыхание. Больной мог разговаривать с людьми только стоя против ветра. Он не мог прикасаться к каким-либо предметам. Для этого ему приходилось использовать длинную палку. Люди верили, что проказой можно заразиться через сексуальную близость во время менструации. Врач Бернард де Гордон утверждал, что дети, зачатые во время менструации, рождаются слепыми. Слепыми рождаются и после полового контакта больного проказой с беременной женщиной[4].

Невозможность окончательного выздоровления и отвержение обществом порождали у больных чувства безнадежности и отчаяния. В ситуации такого напряжения человек часто разряжал свой страх сексуальной активностью, становился безразличным к любым ценностям. Эпоха Средневековья была эпохой великого страдания, перед лицом которого люди чувствовали себя беспомощными. Без осознания этого нельзя понять строгости налагаемых покаянных практик. Они распространялись и на сексуальные отношения, которые исключались во время Великого Поста, Адвента, а также по праздникам и воскресеньям. Подсчитано, что придерживавшиеся этих запретов могли иметь половые отношения 185 дней в году[5]. Людям не казалось этого мало, ведь сексуальные отношения ассоциировались с угрозой для здоровья и даже жизни. Не казалось этого мало и зараженным венерическими болезнями, для которых половые сношения зачастую были связаны с болезненными ощущениями. Аскетизм был способом защиты от царивших тогда страдания и смерти.

Люди пытались постичь смысл боли. Слова Священного Писания, рисующие картины бед и болезней, которые поражали земли грешников, перестали быть для средневековых людей абстрактными идеями. Напротив, они стали реальностью, каждодневным жизненным опытом. Люди отождествляли венерические заболевания с последствиями Божьего гнева, который касался не только отдельных лиц, но и целых обществ. Таким образом, в обществе довлело всеобъемлющее чувство греха[6]. И эта цепь негативных параллелей влияла на интерпретацию сексуальной жизни. Если для многих людей она ассоциировалась с риском заражения страшной болезнью, невозможно было ждать от них сколь-нибудь позитивного отношения к данной сфере жизни. Если же заражение было следствием греха прелюбодеяния, то восприятие заражения как кары за совершенные грехи напрашивалось само собой.

Такая ситуация не могла не влиять на убеждения священников, которые не меньше других людей были озабочены негативными последствиями сексуальных отношений. Не случайно период «черной смерти» и столетних войн, а вместе с этим и значительной сексуальной разнузданности, был тесно связан с усилением проповеди осуждения сексуальных грехов[7]. Следствием переплетения данных представлений был рост чувства вины и страха у населения Европы[8]. Следует, однако, заметить, что во времена, когда не было антибиотиков, такой ригоризм казался единственным способом остановить всплеск очередной эпидемии и спасти от смерти тысячи людей.

Для нас непонятны как смысл запретов, так и суровость кар, а порой они даже вызывают возмущение, если не рассматривать их в контексте эпохи, в которой это право складывалось. Рассмотрение процесса формирования ригористических взглядов, исходящих из Церкви, помогает осознать, что источником их происхождения не является Евангелие, даже если они и находили свое подтверждение в определенных фрагментах Священного Писания. Критика сексуальности не инициировалась доктриной Церкви, а диктовалась той драматической ситуацией, в которой оказались люди эпохи Средневековья. Отрицательное отношение к человеческому телу не является христианским, даже если некоторые христиане такую точку зрения и приняли.

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap


[1] См. D. Jacquart, C. Thomasset, Sexualité et savoir médical au moyen age, Paris 1985, с. 245. 

[2] Taм же, с. 245-246. 

[3] Taм же, с. 241-249. 

[4] Taм же, с. 253-254. 

[5] Там же;  J.L. Flandrin, Un temps pour embrasser, Paris 1983, с. 42.

[6] Там же;  D. Jacquart, C. Thomasset, Sexualité et savoir médical au moyen age, цит. изд., с. 257.

[7] Там же; J. Rossiaud, La prostitution médiévale, Paris 1988, с. 165. 

[8] Там же; J. Delumeau, Grzech i strach, Warszawa 1994, с. 7-8.

Наверх

  Распечатать