Ukraine English Russia Poland

СЕКС: НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Путь к жизни, сообразной с циклом женщины


В каждой сфере своей жизни человек постепенно развивается и созревает. Мало-помалу мы учимся ходить, писать, читать… Эта истина настолько очевидна, что не требует дополнительных объяснений. Однако часто мы забываем, что она также касается нашей духовной и моральной жизни. Человек не сразу становится святым, а в сексуальной сфере – чистым. Муж и жена не сразу, но постепенно дорастают до того, чтобы их супружеский акт стал знаком любви Бога к человеку, единства, единения сердец и тел.

У многих супружеских пар, живущих сексуально согласно с естественным циклом женщины, есть опыт, что такой стиль жизни способствует укреплению их взаимного единства. Для них перспектива использования какой-либо контрацепции настолько далека, что они совершенно не принимают ее во внимание, несмотря на продолжительность перерывов в сексуальных отношениях. На противоположном полюсе находятся супруги, которые не воспринимают никаких ограничений, даже тех, которые обусловлены их физиологией. Они регулярно используют современные методы контрацепции. Эти пары не проникаются учением Церкви, они даже не пробуют понять ее позиции. Однако человеческие выборы не вмещаются в эти простые, черно-белые схемы. Между этими двумя позициями существует еще серая середина, заполненная супругами, которые хотели бы быть верными учению Церкви, но они не умеют исполнить ее требования. Особенно, когда в их жизни появляются тяжелые и исключительные ситуации, препятствующие регулярным сексуальным отношениям, когда использование методов естественного планирования семьи (ЕПС) затруднено или кажется невозможным.  Они не всегда знают, как справиться с таким испытанием.


Трудные ситуации

В жизни супругов, несмотря на их мировоззрение, случаются ситуации, требующие длительного воздержания от сексуальных отношений, например, период выздоровления после перенесенной операции или когда беременность находится под угрозой. В таких случаях супруги осознают, что любовь требует от них пожертвовать собственным благом ради блага любимого человека или еще нерожденного ребенка.

Трудности в сексуальной жизни появляются у семейных пар, переживающих кризисы, вызванные безработицей. Когда мужчина не выдерживает внутреннего напряжения и давления обстоятельств, то моральные нормы кажутся ему не настолько важными.

Все чаще встречаются случаи, когда супруги не видятся друг с другом в течение длительного времени из-за того, что муж работает где-то далеко, например, в другом городе. В момент встречи они не могут удержаться от сексуальных отношений и прибегают к контрацептивным средствам.

Порой болезнь супруга (например, гепатит С), даже если риск заражения половым путем минимален, вызывает настолько сильный страх, что супруги, пока они адаптируются к болезни, решают для безопасности, на всякий случай, пользоваться презервативом.

Бывают ситуации, решение которых, оказывается еще более трудным. У некоторых супружеских пар страх перед последующей беременностью настолько силен, что они почти полностью отказываются от сексуальных отношений: «Сейчас, после пятого ребенка, страх перед беременностью у нас так велик, что мы боимся отношений даже в фазе нефертильности. Только сознание, что мы не можем иметь еще больше детей, держит нас „в узде”, хотя желание сексуальной близости полностью доминирует в наших мыслях». Под влиянием страха супруги решаются на дополнительные меры предосторожности, даже, когда находятся в фазе нефертильности.

Поиски таких решений могут появиться, например, в период кормления грудью. Кормящая женщина не всегда оказывается способной верно истолковать график из-за невыразительных, нечетких признаков слизи или же она чувствует себя дезориентированной ее кратковременным появлением, а затем исчезновением. Она начинает бояться, что в очередной раз пропустит ее появление. Христианским супругам, которые не научились очень хорошо интерпретировать проявления, а потому не могут использовать возможности сексуальной близости в этой фазе, представляется лишь одна возможность – вообще не иметь сношений в течение многих месяцев, года, а то и больше. Женщина, интенсивно занимающаяся ребенком, способна так долго воздерживаться от сексуальной близости, но для мужа этот период чаще всего является очень трудным и тогда он оказывается инициатором сексуальных отношений.

Часто случается, что женщины, пользующиеся естественными методами, допустили какую-то ошибку, например, неправильно истолковали график, не приняли во внимание важных данных, и как следствие этого или незнания был зачат ребенок. Для одних женщин такие «ошибки» будут уроком на будущее, чтобы тщательнее наблюдать за функционированием своего организма; другие же, особенно имеющие уже несколько детей, или забеременевшие еще во время кормления грудью предыдущего ребенка, могут разувериться в естественных методах и не захотят их больше применять. Такие ситуации приводят к тому, что супруги в данный момент своей жизни не способны вот так сразу сломать психические блокады. Им необходимо какое-то время, а часто также и помощь, чтобы они сумели посмотреть на свою ситуацию другими глазами. Однако пока они дойдут до переоценки жизни, наделения событий новой интерпретацией, они находятся в состоянии бунта, грусти, депрессии.

В общине Церкви решение трудных проблем должно проходить с огромным уважением относительно значимости человеческой сексуальности, но всегда в свободе и ответственности супругов перед Богом и друг перед другом. Проблемы такого типа нельзя избегать и замалчивать только потому, что они морально очень непросты. Тем более что можно показать несколько направлений их решения, которые вселят в супругов чувство понимания со стороны Церкви и милосердия со стороны Бога, надежду разрешения трудностей и шанс морального упорядочения сексуальной сферы. Когда, спустя какое-то время, муж и жена выйдут из кризиса, они увидят, что жизнь в согласии с учением Церкви не противоречит истинному благу супругов.


Моральные дилеммы

Супруги по-разному пытаются решать ситуации, в которых страх перед зачатием ребенка не позволяет им в течение длительного времени практиковать половые сношения. Наиболее зрелые супружеские пары стараются выражать друг другу любовь многими другими способами, укрепляя свое супружеское единство. Другие, однако, максимально возможно ограничивают свои контакты и этим лишают супружеские отношения тепла и интимности или же прибегают к способам сексуального удовлетворения, замещающим половой акт, или время от времени к контрацептивным средствам.

Есть пары, которым кажется, что они находятся в безвыходной ситуации. Имеют четкое осознание постоянно повторяющегося греха, но при этом контрацепция кажется им единственным решением их проблем. Такие супруги часто полностью уходят от жизни таинствами, «охлаждая» свои отношения с Богом и Церковью. Другие, будучи убежденными в невозможности соблюдения учения Церкви, решают полностью его отбросить и начинают регулярно применять контрацепцию. Даже если эти супружеские пары четко не формулируют, чего им стоит решение согласиться на грех или даже полностью отказаться от следования христианской морали, у многих из них возникает убеждение, что они недостойны быть в Церкви или же учение Церкви во многих случаях невозможно воплотить в жизнь, или, вероятно, оно просто ошибочно. Чем большие трудности переживают супруги, чем большее отчаянье в их жизни вызывает данная ситуация, тем острее становится диссонанс их личных проблем и однозначной доктрины Церкви. Моральный конфликт влияет на супружескую связь, совесть конкретных мужей и жен, их отношение к Богу и учению Церкви. Когда этот конфликт нарастет, христианская сексуальная этика становится для них невыполнимой теорией, невозможным для реализации этическим идеалом, нечеловеческим требованием, заставляющим выбирать между двумя нежелательными альтернативами: рождением детей аж до предела биологических возможностей организма и продолжительной сексуальной абстиненцией из-за страха перед зачатием.

Видя, что не умеют справиться с трудностями в сексуальной сфере, супруги должны задуматься, что в такой ситуации им делать, чтобы решить свои проблемы? Неспособность преодолеть свой страх, в конечном счете дестабилизирующий сексуальную жизнь и вынуждающий использовать контрацепцию, указывает на необходимость поиска помощи. Если муж и жена стремятся жить согласно с волей Божьей, то в конце концов найдут такое решение, которое позволит нормализовать их сексуальную жизнь и разрешит болезненный конфликт. Когда требуется более длинный период воздерживаться от сексуальной близости, Бог даст им силы нести крест и действительно порадует их: например, отсутствие половых контактов вознаградит глубокой духовной и психической привязанностью, делая так, что трудный период воздержания сильно сблизит их друг с другом. Бог никого не позволяет испытывать больше его возможностей. Он не только придает смысл недостатку половой близости, но прежде всего явно заинтересован в возобновлении счастья сексуальной близости.


Динамическая концепция развития человека

Супруги не сразу становятся святыми, хотя все призваны к святости, «а это призвание реализуется по мере того, как человеческая личность, обновленная спокойным доверием в Божью благодать и собственную волю, сможет ответить на Божью заповедь»[1]. Процесс созревания супружеского призвания продолжается во времени и его нельзя искусственно ускорить. Супруги, сознательно участвующие в процессе духовного роста, постепенно, прилагая усилия и не единожды  переживая падения, учатся интегрировать инстинктивные телесные реакции с более высокой чувственностью и духовностью. Святой Дух терпеливо формирует новый стиль жизни и постепенно делает их способными к жизни все более сообразной Евангелии. Желание решительно порвать  с грехом и труд освоения силы инстинктов не означают, что сексуальные грехи в результате такого подхода сразу отойдут. Супруги могут им подлежать еще в течение многих лет. Очень часто в минуты кризисов, отчаяния, сомнений, трудное для совладания  сексуальное напряжение еще больше усиливается.

Апостольская адгортация о задачах христианской семьи Familaris consortio обращает внимание на то, что «человек (…) призван к сознательному выполнению мудрого и исполненного любви замысла Бога; он [человек] является историческим существом,  формирующимся день за днем, принимая разные  добровольные решения: поэтому познает, любит и делает моральное добро согласно этапам своего развития. Точно так же муж и жена, ведомые искренним и чистым стремлением все лучшего познания ценностей, которые Божье право оберегает и развивает, призваны к постоянному прогрессу в сфере своей моральной жизни, а также к тому, чтобы просто и благородно руководствоваться им в конкретных решениях»[2].

В цитированном высказывании папы существенным является то, что человек – это историческое существо. Как таковой он не постигает духовную и моральную зрелость стремительно и в один момент. Происходит это постепенно, во времени, в истории. Одно  моральное сознание будет иметь неофит, другое – зрелый христианин, заботящийся о своей духовной жизни. Вместе с духовным ростом христианин лучше познает добро, все больше его любит и охотнее совершает. То, что ранее казалось ему немудрым, непосильным, неприятным или невозможным, теперь кажется мудрым, легким и охотно осуществляемым. Когда же человек находится на более низком этапе, он не имеет столь выразительного распознавания добра, менее любит Бога и выполнение Его заповедей не так важно для него.

Осознание того, что человек «познает, любит и совершает моральное добро согласно этапам своего развития»[3] оберегает нас от ожидания от каждого человека одинакового  сознания добра и способности его делать. Различие этапов развития отдельных людей влияет на моральную оценку их поступков. Можно сказать, что чем менее духовно зрелый человек, чем тяжелее его ситуация, чем больший страх его одолевает – тем меньше сознание или добровольность поступка и меньше ответственность грешника. Чем большей жертвы требует верность добру, тем более такая позиция является признаком святости, но одновременно невозможность ответа на столь тяжелое призвание встречает больше милосердия Бога и понимания Церкви.


Направленность педагогических усилий Церкви

Задача священника и христианских супружеских пар, задействованных в душпастырстве семей – помогать супругам на пути реализации их призвания. Это служение касается также  поддержки в решении проблем сексуальной близости. Иногда помощь требует сотрудничества священника с психологом, медицинской консультации, консультации инструкторов Естественного Планирования Семьи (ЕПС). Чаще всего таким образом можно помочь только тогда, когда супруги окажутся в среде живой веры, в общинах углубленной религиозной жизни и будут систематически и в течение длительного времени формироваться к жизни христианской верой. Это требует от Церкви новой душпастырской стратегии, а значит и глубокой реформы многих церковных институтов, которые, к сожалению, на сегодня уже малоэффективны, чтобы привести людей к встрече с живым Богом и помочь в решении их жизненных проблем. О такой необходимости целостного, а значит подробнейшего подхода к человеческим проблемам, стоит задуматься, поскольку «задача педагогики Церкви состоит в том, чтобы супруги, в первую очередь признали учение, изложенное в энциклике Humanae vitae, нормативным для их сексуальной жизни и искренне пытались создать условия, необходимые для соблюдения этих принципов»[4].

Этот отрывок, показывающий направленность педагогических усилий Церкви, является ключевым для наших размышлений. В нем указанны два существенных момента обращения мужа и жены. Первый из них – четкое осознание ценности жизни, согласующейся с естественным ритмом фертильности женщины и, тем самым, признание моральной неприемлемости контрацепции. Подведение супругов к такому выбору связано с признанием ими Церкви как своего морального авторитета. Видимым следствием перемены, свидетельствующей о положительном отношении к моральным нормам, является начало обучения супружеской пары распознаванию признаков фертильности, ожидания фазы нефертильности с воздержанием от сексуальных отношений, углубления сведений о методах ЕПС, и т.д. Вместе с принятием такой позиции начинается второй этап обретения веры, в котором уже нет конфликта между взглядами супружеской пары и учением Церкви, но появляется новый – между неумением соблюдать дисциплину, которой требуют натуральные методы и стремлением быть верными учению Христа. Такие проблемы могут появиться как в начале этого пути, так и потом, вследствие нарастающих трудностей (например, кризиса супружеского единства или  появления следующего ребенка). Муж и жена, переживающие эти трудности, часто имеют угрызения совести по поводу неумения жить согласно с учением Церкви. Они искренне говорят о своих проблемах, решение которых действительно является для них очень важным. Крест, появившийся в их жизни, вызывает у них грусть, боль, плач. Они стремятся жить с Богом и одновременно наслаждаться своей близостью. Их нельзя сравнивать с теми супружескими парами, которые считают себя христианами, но никогда не хотели и не намеревались жить в соответствии с указаниями Церкви, и совесть которых вообще молчит по поводу подобных разногласий. Христианская супружеская пара, не умеющая справиться с жизнью в чистоте, тоже порой сомневается в правильности избранного пути, даже бунтует против Бога. Такие экзистенциальные проблемы, имеют, однако, совсем иной источник и даже являются нужными на пути обретения веры. Они приводят к тому, что человек становится более покорным, осознающим свои слабые стороны, но при этом также мудро принимающим свою жизнь, открытую на Тайну.

Цитируемый выше текст Familiaris consortio может решить моральные дилеммы в особенно тяжелых ситуациях, когда нельзя быстро найти ни одно гениальное решение, когда нужно время, чтобы человек пересмотрел свою жизнь и совладал с отягощающими его трудностями. В этом тексте не сказано, что если признать и принять моральные принципы, касающиеся сексуальной жизни, то надо немедленно воплотить их в жизнь; речь идет о том, что необходимо «искренне пытаться создавать условия, непременные для соблюдения этих принципов». Именно бытие исторической личностью, реализующей свою жизнь в конкретном времени, обуславливает, что человек не всегда способен сразу воплотить в жизнь все моральные нормы. Когда же все-таки он внедрил их и некоторое время придерживался, могут появиться ситуации, которые нарушат достигнутый моральный покой, а его восстановление потребует терпеливого решения неведомых до этого проблем. Само лишь морализаторство, побуждение к изменению сексуального поведения, выдвижение суровых требований чаще всего наталкиваются на невозможность их реализации. Широкое знакомство с принципами Церкви и искреннее желание придерживаться Божьих заповедей не решает автоматически существующих сексуальных проблем, не приводит легко к укреплению человеческой воли и способности овладевать сексуальностью.


(Продолжение следует...)

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ)


[1] Апостольское обращение Familiaris consortio, 34.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

Наверх

  Распечатать

Про що говорить католицька подружня етика?Христианская нравственность – список запретов или процесс учения тому, как жить в соответствии с Духом? (футбольная метафора)Позірний ригоризм католицької сексуальної етикиЩо заборонено?Путь к жизни, сообразной с циклом женщиныНравственная оценка действий человекаМоральная оценка контрацепцииА что Церкви до этого?Чрезмерное чувство виныЧому мені не можна приступати до таїнств?Цивільний шлюбЦерковний шлюб з невіруючою людиною